Русский
Как должен выглядеть музей современности: рекомендации от «Стартапа года»
Как должен выглядеть музей современности: рекомендации от «Стартапа года»
15.12.2017

В эпоху вечной занятости, Интернета и биткоинов найти время на что-то более высокое достаточно нелегко. Тем более, если мы говорим о музеях. И тем более, если эти музеи находятся не в столице, куда-таки периодически заглядывают любопытные туристы, проходящие мимо или узнавшие о музее из Google Maps, а в небольших белорусских городах. Здесь, увы, ситуация совершенно иная. Как привлечь посетителей?

Чтобы разобраться в этом, БГУКИ недавно проводил образовательную программу для директоров региональных музеев, где они знакомились с новыми тенденциями в музейном менеджменте и маркетинге, которые внедряют и активно используют в столице. Поучиться и перенять полезный опыт 28 директоров музеев пришли в три минских музея: государственные - музей Великой Отечественной войны и Национальный исторический музей, а также частный «Страна мини», как наиболее непонятный для музейного дела вид. Ведь, как так, культура и (по сути) бизнес стоят в одном ряду?

Музей миниатюр «Страна мини» еще совсем новый, ему меньше года, но за этот срок он успел завоевать признание, как и туристов, так и высокопоставленных учреждений. А недавно «Страна мини» стала лауреатом республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь» как лучший стартап 2017 года. Музей гостеприимно принял у себя в гостях своих коллег. Его директор Евгений Данилик с радостью провел экскурсию по экспозиции, а после рассказал о музейных «фишках» и о том, чем вообще живет современный частный музей.

- Страна мини - это что? Можно ли назвать музей бизнесом?

- Вообще я далек от сферы музеев. Зато я бизнесмен с менеджерскими навыками. Поэтому и подошел к созданию Страны мини с этой точки зрения, как к бизнес-проекту. Я всегда говорю, если ты в чём-то не разбираешься - спроси эксперта, а лучше троих. Так и сделал - у меня было более 450 встреч за 2016 год! На них собеседники всегда удивлялись, когда я задавал достаточно нетипичные вопросы: «А кто ЦА (целевая аудитория), а где монетизация и др. Но скажу вам, что на культуре заработать невозможно. Моя цель – это выйти на самоокупаемость.

- А реально ли это - сделать окупаемым музей?

- Я уверен, что да, реально, но надо просто бесконечно верить в то, что ты делаешь. И делать это.

- На Западе многие музеи поддерживаются меценатами и грантами. А что в Беларуси?

- Грантовая поддержка - это приоритет для музеев. Ежегодно выделяются десятки грантов в сфере культуры, например, этим активно занимается ПРООН. Мы только начинаем запускать этот вектор, недавно нашли человека, который обладает нужными навыками в этой области. Так что будем работать. А что касается меценатства, меценаты у нас в Беларуси тоже есть. Нужно просто искать их и что-то предлагать. Не стоит ожидать, что все само придет- никто не станет работать за вас. Надо приходить к ним на встречу с готовым предложением и озвучивать его.

- Гранты и поддержка – это отлично, но что делать с посещаемостью музеев? Как сделать так, чтобы белорусы и туристы пришли?

- Что касается наших соотечественников, то пока у нас в стране просто нет культуры хождения в музеи. До сих пор некоторые рассматривают это как принудиловку, наверняка вспоминая свои школьные походы в музей, где нельзя было разговаривать или немножко пошуметь. Но на самом деле, ситуация меняется в лучшую сторону, и это радует. Мы чаще видим, как к нам приходят минчане, которые хотят интересно провести время, парни с девушками, семьи с маленькими детьми. С иностранными туристами все иначе. Зачастую они будут только рады зайти к вам в музей, ведь они их обожают. Главное – заявить о себе, иначе они вас просто не найдут. Здесь отлично работают популярные сайты-отзовики типа Tripadvisor, Foursquare, онлайн-карты и путеводители, соцсети. Для российской аудитории есть свои порталы. Ваш музей должен быть везде. Куда бы турист не зашел в сети, он должен вас там увидеть.

- Как вернуть посетителя? Чтобы он пришел снова, взял с собой друзей, девушку или привел коллег с работы?

- Надо понимать, что в эпоху digital традиционные, привычные нам музеи, вообще не выделяются. И здесь есть два пути развития: внедрять технологии или формировать коммьюнити вокруг. Технологии – это то, что мы делаем, добавляем интерактив в экспозицию. Ведь человек хочет вовлекаться, взаимодействовать, а не быть просто сторонним наблюдателем. А что касается коммьюнити, мы сейчас активно работаем в этом направлении. Первый этап - запуск восьми мастер-классов за умеренные деньги. Далее есть идеи добавить и киновечера, интересные лекции и беседы…Чтобы люди хотели вернуться к нам и проводить здесь время.

- Мастер-классы – этот отлично, но ведь они есть и у других музеев тоже. Но про эти мастер-классы знает лишь узкий круг людей. Почему так происходит и что с этим делать?

- На мой взгляд, здесь два аспекта. Во-первых, реклама. Она должна быть и быть достаточно активной. Соцсети, контекст, баннерная реклама на правильных площадках – это работает. А во-вторых, продукт надо правильно упаковать, что у нас умеют делать не все, к сожалению. Нет смысла пытаться продать то, что людям не нужно и не интересно. Важно всегда подстраиваться под дух времени.

Гости были впечатлены музеем и необычным подходом к его созданию. И поблагодарили коллектив и директора Евгения Данилика за встречу и подробный рассказ.

(Нет голосов)
В подарок Скидка 10%

При подписке на наши новости о проводимых мероприятиях и событиях из жизни музея.

Подписчики участвуют в акциях и праздничных розыгрышах музея «Страна мини»!